Принцип создания плугинов в Delphi

Иногда нужные мысли приходят после того, как программа сдана заказчику. Для этого придумали плугины. Плугины - это простая dll библиотека, в которой обязательно присутствует ряд процедур и функций, которые выполняют определенные разработчиком действия, например (из моей практики) : function PluginType : PChar; - функция, определяющая назначение плугина. function PluginName : PChar; - функция, которая возвращает название плугина. Это название будет отоброжаться в меню. function PluginExec(AObject:ТТип) : boolean; - главный обработчик, выполняет определённые действия и возвращает TRUE; и ещё, я делал res файл с небольшим битмапом и компилировал его вместе с плугином, который отображался в меню соответствующего плугина. Откомпилировать res фaйл можно так: 1. создайте файл с расширением *.rc 2. напишите в нём : bitmap RCDATA LOADONCALL 1.bmp где bitmap - это идентификатор ресурса RCDATA LOADONCALL - тип и параметр 1.bmp - имя локального файла для кампиляций 3. откомпилируйте этот файл программой brcc32.exe, лежащей в папке ...\Delphi5\BIN\ .
Загрузка плугина
Перейдём к теоретической части.
раз плугин это dll значит её можно подгрузить следующими способами:
1. Прищипыванием её к программе!
function PluginType : PChar; external 'myplg.dll';
//в таком случае dll должна обязательно лежать возле exe и мы не можем передать
туда конкретное имя! не делать же все плугины одного имени! это нам не подходит.
Программа просто не загрузится без этого файла! Выдаст сообщение об ошибке. Этот способ
может подойти для поддержки обновления вашей программы!

2. Динамический
это оэночает, что мы грузим её так, как нам надо! Вот пример:

 var    

  PluginType: function: PChar; // объявляем процедурный тип функции из плугина

  PlugHandle: THandle; //объявляем переменную типа хендл в которую мы занесём хендл плугина

   

procedure Button1Click(Sender: TObject);

 begin

 PlugHandle := LoadLibrary('MYplg.DLL'); //грузим плугин

 if PlugHandle <> 0 then //Получилось или нет??

  begin

  @PluginType := GetProcAddress(plugHandle,'Plugintype'); // ищем функцию в dll

  if @PluginType <> nil then ShowMessage(PluginType); //вызываем функцию

  end;

 FreeLibrary(LibHandle);//освобождаем библиотеку

end;

Вот этот способ больше подходит для построения плугинов!
Функции:
function LoadLibrary(lpLibFileName : Pchar):THandle;
//как вы поняли загружает dll и возвращает её хендл
function GetProcAddress(Module: THandle; ProcName: PChar): TFarProc
// пытается найти обработчик в переданной ей хендле dll,
при успешном выполнении возвращает указатель обработчика.
function FreeLibrary(LibModule: THandle); //освобождает память, занитую dll

Самое сложное в построений плугинов, это не реализация всего кода, а придусмотрение всего, для чего в программе могут они понадобиться! То есть придусмотреть все возможные типы плугинов! А это не так просто.
Вот полноценный пример реализации простой программы для поддержки плугинов...

Исходный текст модуля программы:

unit Unit1;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, menus,

 Grids, DBGrids;

type

 TForm1 = class(TForm)

  MainMenu1: TMainMenu;

  N1231: TMenuItem; //меню, которое будет содержать ссылки на плугины

  procedure FormCreate(Sender: TObject);

 private

  PlugList : TStringList; //лист, в котором мы будем держать имена файлов плугинов

  procedure LoadPlug(fileName : string); //Процедура загрузки плугина

  procedure PlugClick(sender : TObject);

    //Процедура инициализации и выполнения плугина

  { Private declarations }

 public

  { Public declarations }

 end;

var  

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

Процедура загрузки плугина. Здесь мы загружаем, вносим имя dll в список
и создаём для него пункт меню; загружаем из dll картинку для пункта меню

procedure TForm1.LoadPlug(fileName: string);
 var
 PlugName : function : PChar;
    //Объявление функции, которая будет возвращать имя плугина
 item : TMenuItem; //Новый пункт меню
 handle : THandle; //Хендл dll
 res :TResourceStream; //Объект, с помощью которого мы загрузим картинку из dll
begin
 item := TMenuItem.create(mainMenu1); //Создаём новый пункт меню
 handle := LoadLibrary(Pchar(FileName)); //загружаем dll
 if handle <> 0 then //Если удачно, то идём дальше...
  begin
  @PlugName := GetProcAddress(handle,'PluginName'); //грузим процедуру
  if @PlugName <> nil then item.caption := PlugName else
    //Если всё прошло, идём дальше...
  begin
  ShowMessage('dll not identifi '); //Иначе, выдаём сообщение об ошибке
  Exit; //Обрываем процедуру
  end;
  PlugList.Add(FileName); //Добавляем название dll
 res:= TResourceStream.Create(handle,'bitmap',rt_rcdata); //Загружаем ресурс из dll
 res.saveToFile('temp.bmp'); res.free; //Сохраняем в файл
 item.Bitmap.LoadFromFile('Temp.bmp'); //Загружаем в пункт меню
 FreeLibrary(handle); //Уничтожаем dll
 item.onClick:=PlugClick; //Даём ссылку на обработчик
 Mainmenu1.items[0].add(item); //Добавляем пункт меню
 end;
end;

Процедура выполнения плугина. Здесь мы загружаем, узнаём тип и выполняем

procedure TForm1.PlugClick(sender: TObject);
 var
 PlugExec : function(AObject : TObject): boolean;
    //Объявление функции, которая будет выполнять плугин
 PlugType : function: PChar; //Объявление функции, которая будет возвращать тип плугина
 FileName : string; //Имя dll
 handle : Thandle; //Хендл dll
begin
 with (sender as TmenuItem) do filename:= plugList.Strings[MenuIndex];
    //Получаем имя dll
 handle := LoadLibrary(Pchar(FileName)); //Загружаем dll
 if handle <> 0 then //Если всё в порядке, то идём дальше
 begin
  //Загружаем функции
  @plugExec := GetProcAddress(handle,'PluginExec');
  @plugType := GetProcAddress(handle,'PluginType');
  //А теперь, в зависимости от типа, передаём нужный ей параметр...
  if PlugType = 'FORM' then PlugExec(Form1) else  
    //Если плугин для формы, то передаём форму
  if PlugType = 'CANVAS' then PlugExec(Canvas) else  
    //Если плугин для канвы, то передаём канву
  if PlugType = 'MENU' then PlugExec(MainMenu1) else  
    //Если плугин для меню, то передаём меню
  if PlugType = 'BRUSH' then PlugExec(Canvas.brush) else  
    //Если плугин для заливки, то передаём заливку
  if PlugType = 'NIL' then PlugExec(nil);
    //Если плугину ни чего не нужно, то ни чего не передаём
 end;
 FreeLibrary(handle); //Уничтожаем dll
end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var
 SearchRec : TSearchRec; //Запись для поиска
begin
 plugList:=TStringList.create; //Создаём запись для имён dll'ок
 if FindFirst('*.dll',faAnyFile, SearchRec) = 0 then //ищем первый файл
 begin
  LoadPlug(SearchRec.name); //Загружаем первый найденный файл
  while Find(SearchRec) = 0 do LoadPlug(SearchRec.name);
    //Загружаем последующий
  FindClose(SearchRec); //Закрываем поиск
 end;
 //Левые параметры
 canvas.Font.pitch := fpFixed;
 canvas.Font.Size := 20;
 canvas.Font.Style:= [fsBold];
end;
end.

здесь написан простой исходный текст dll, то есть нашего плугина
Он обязательно возвращает название, тип и выполняет свои задачи

library plug;

uses

 SysUtils, graphics, Classes, windows;

{$R bmp.RES}

function PluginType : Pchar;

 begin

 Plugintype := 'CANVAS'; //Мы указали реакцию на этот тип

 end;

function PluginName:Pchar;

 begin

 PluginName := 'Canvas painter';

    //Вот оно, название плугина. Эта строчка будет в менюшке

 end;

Функция выполнения плугина! Здесь мы рисуем на переданной канве
анимационную строку.

function PluginExec(Canvas:TCanvas):Boolean;
 var
 X : integer;
 I : integer;
 Z : byte;
 S : string;
 color : integer;
 proz : integer;
begin
color := 10;
proz :=0;
S:= 'hello всем это из плугина ля -- ля';
for Z:=0 to 200 do
begin
 proz:=proz+2;
 X:= 0;
 for I:=1 to length(S) do
 begin
  X:=X + 20;
  Canvas.TextOut(X,50,S[i]);
  color := color+X*2+Random(Color);
  canvas.Font.Color := color+X*2;
  canvas.font.color := 10;
  canvas.TextOut(10,100,'execute of '+inttostr(proz div 4) + '%');
  canvas.Font.Color := color+X*2;
  sleep(2);
 end;
end;
 PluginExec:=True;
end;
exports
 PluginType, PluginName, PluginExec;
end.

Пару советов :
1. Не оставляйте у своих плугинов расширение *.dll, это не катит. А вот сделайте, например *.plu . Просто в исходном тексте плугина напишите {$E plu} Ну и в исходном тексте программы ищите не Dll, а уже plu.
2. Когда вы сдаёте программу, напишите к ней уже готовых несколько плугинов, что бы юзеру было интересно искать новые.
3. Сделайте поддержку обновления через интернет. То есть программа заходит на ваш сервер, узнаёт, есть ли новые плугины или нет, если есть - то она их загружает. Этим вы увеличите спрос своей программы и конечно трафик своего сайта!
Взято с сайта www.emanual.ru

Отправить комментарий

Проверка
Антиспам проверка
Image CAPTCHA
...