Использование компилятора Delphi (dcc32.exe) в прикладных программах

Использование компилятора Delphi (dcc32.exe) в прикладных программах Введение. Технология. Хотя в названии статьи тема выглядит довольно узко, я хотел бы рассказать не только об использовании dcc32, но и о технологии, которой я дал условное название "многозвенное программирование", хотя вынести это название в заголовок статьи мне показалось неправильным. Какой смысл я вкладываю в термин "многозвенное программирование"? Начну издалека. Работу над более или менее большими программами можно разделить на два крупных этапа. Первый этап - это собственно разработка, которая включает формулировку технического задания, увязку требований заказчика, проектную фазу, итеративное уточнение структуры проекта, программирование, отладку и тестирование. Первый этап заканчивается выпуском первой версии и началом эксплуатации программы у заказчика (или у массы пользователей, если программа была разработана по собственной инициативе для распространения или продажи). Затем наступает этап сопровождения, который включает устранение обнаруживаемых ошибок, адаптацию к постоянно изменяющимся требованиям заказчика, ввод дополнительных возможностей, которые не были оговорены в исходном задании. Часто бывает так - за время сопровождения программа претерпевает настолько существенные изменения, что сопровождение ее становится делом гораздо более трудоемким и хлопотным, чем разработка. Если первый этап достаточно хорошо поддерживается разнообразным программистским инструментарием, то второй этап в этом смысле поддержан значительно хуже. Главной целью "многозвенного программирования" как раз и является поддержка этапа сопровождения. В чем основная идея этого подхода? Рассмотрим простую схему: разработчик <---> заказчик В этой схеме заказчик использует только те функциональные возможности программы, которые предоставлены разработчиком. Для изменения этих возможностей заказчик выставляет требования разработчику, разработчик изменяет программу и возвращает заказчику. Таким образом, при интенсивном изменении требований к программе, у разработчика всегда большая загрузка, а у заказчика постоянно тормозится работа. Рассмотрим другую схему: разработчик <---> технолог <---> пользователь В этой схеме заказчик образно разделяется на две составляющие - технолог и пользователь. Под технологом здесь понимается человек (или группа), который является посредником между разработчиком и пользователем. Технолог профессионально владеет той предметной областью, для которой разработана программа, но не является программистом - это может быть энергетик, астроном, режиссер. Причем, такое разделение заказчика может быть чисто условным - один и тот же человек может выполнять функции, как технолога, так и конечного пользователя. Технолог - это ключевое звено в цепочке. Технолог знает предметную область значительно лучше разработчика и, весьма часто, хотел бы изменить функционирование программы так, как не было предусмотрено программистом. Частые обращения к разработчику могут быть весьма затруднительными - как во времени, так и в пространстве. Для улучшения этой ситуации можно сделать следующее - передать часть работы программиста технологу. Поскольку технолог по определению не является программистом, нужна дополнительная связующая часть. Такой связующей частью может быть проблемно-ориентированный язык, который разработчик включает в свой проект и которым технолог может воспользоваться для изменения функциональности программы (в разумных пределах). Естественно, что этот язык должен оперировать терминами той предметной области, в которой работает технолог. То есть, между формулировкой задачи и языком ее решения нужен минимальный семантический разрыв. Универсальные языки программирования на эту роль явно не подойдут. Внешней синтаксической формой проблемно-ориентированного языка может быть текст, граф, схема, короче то, на чем технолог наиболее адекватно формулирует свои конкретные задачи. Таким образом, интенсивность взаимодействия между разработчиком и технологом может быть уменьшена, так как значительную часть изменений технолог может делать самостоятельно. Эта идея используется многими разработчиками, но в литературе я не встречал ее обсуждения как инструмента для сопровождения. В этом смысле вместо термина "многозвенное программирование" обычно используется термин "проблемно-ориентированный язык". В многозвенной структуре, которую я нарисовал выше, содержится только 2 программирующих звена, но в реальности этих звеньев может быть больше. Если предметная область достаточно разнородна, то "технолог" может быть целой цепочкой технологов - конкретный пример я приведу в самом конце статьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали - маркетинговые соображения. Если заказчик получит развиваемый инструмент, то разработчик может остаться в проигрыше. И чем лучше инструмент, тем менее вероятно, что заказчик будет оплачивать сопровождение программы. Здесь уже решать разработчику - или заниматься только сопровождением старых программ или высвобождать время для новых разработок. Вопросы реализации. Вот собственно то, что я хотел сказать о технологии "многозвенного программирования". Теперь практическая часть. Как можно реализовать такую технологию? Один из наиболее используемых вариантов - это встраивание в программу интерпретатора проблемно-ориентированного языка. Встраивание компилятора я встречал значительно реже. В своей программистской практике я использовал оба варианта. Достоинства интерпретатора очевидны, но также очевидны и недостатки. Общий принцип состоит в том, что интерпретатор либо каждый раз интерпретирует исходное представление программы на проблемно-ориентированном языке, либо порождает промежуточный код, исполняемый некоторой виртуальной машиной. Примеры - пакет Microsoft Office с языком VB for Applications, реализация языка Java. Сюда же относятся все скриптовые языки. Если требуется межплатформенная совместимость, то интерпретаторы, вероятно, будут лучшим вариантом. Если же более важны соображения эффективности, то компиляция оказывается более предпочтительным выбором. Общий принцип - берем описание задачи на проблемно-ориентированном языке, генерируем соответствующий код на некотором универсальном языке, компилируем его и выполняем. В этом разделе статьи я расскажу о втором варианте - использование компилятора, а конкретно, dcc32.exe из поставки

Отправить комментарий

Проверка
Антиспам проверка
Image CAPTCHA
...